VN:F [1.9.21_1169]
Ваша оценка:

Было время, когда в нашей стране Голливудом почти не пахло. Рулил Болливуд, он же «индийское кино». Сегодня положение диаметрально противоположное, но в наших видеомагазинах уже появляются отдельные полочки с индийскими фильмами. Индийское кино прочно стоит на земле: у него четыре устойчивые ноги.

«Болливуд» – это от названия города Бомбея (бывший Мумбай), центра индийской кинопромышленности. Родившееся в начале 1970-х годов прозвище замышлялось как ироническое, хотя первый фильм в Бомбее был снят еще в 1899 году – за одиннадцать лет до того, как в Голливуде был построен первый дом. Болливуд – это около тысячи фильмов в год, Голливуд же производит в три раза меньше. Болливуд пережил крах Советского Союза (то есть потерю своего главного зарубежного рынка) и проникновение Голливуда за китайскую стену: с 2004 года он «массовее» американского собрата – у Болливуда 3 миллиарда зрителей. История повторяется.

 

Нога первая: развлечение

В середине прошлого века голливудских звезд знали только в США и Западной Европе – несколько сотен миллионов человек. Радж Капур после фильма «Бродяга» (1951) стал абсолютным кумиром Индии, Китая, Советского Союза, стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии – аудитория не меньше двух миллиардов зрителей.

Музыкальный и пластичный (обязательные качества для актера, который хочет сделать карьеру в Болливуде), Радж, уроженец разбойничьего региона Пешавар, окончательно сформировал образ индийского кино: отныне зрители обязательно ждали от фильмов Индии приятных мелодий и зажигательных танцев. Он же сформулировал нехитрую философию Болливуда. «Люди идут в кинотеатр под палящим солнцем или проливным дождем и часами толкаются в очередях, а потому мы не можем обмануть их ожидания. Может, это не самые умные люди в мире, но они точно знают, чего хотят, – чистого развлечения».

 

Нога вторая: идеальная реальность

Болливуд и Голливуд – это два цеха одной и той же «фабрики грез», но в американском цеху грезы всё же стараются приправить щепоткой или большой горстью реальности. Индийский взгляд на кино отметает всякое сходство с жизнью. В этом смысле очень характерна история с одним из хитов прошлого сезона – «Миллионером из трущоб».

Шотландец Дэнни Бойл снял это кино в Индии за европейские деньги (скромные 15 миллионов долларов), но при поддержке мощнейшей маркетинговой машины Голливуда. Фильм собрал в мировом прокате 400 миллионов долларов. Неудивительно: сказка с хорошим концом (как того требует Голливуд), особенно впечатляющая западного человека потому, что разворачивается на фоне ужасающих индийских реалий. В Индии это обстоятельство вызвало обратную реакцию. Местная пресса ворчала: «Взгляд белого человека на нашу страну, безопасный «туризм» по трущобам Мумбая… Кому интересны бедность и лишения?»

Действительно, зачем знать о том, что игравшие в «Миллионере» индийские дети с церемонии «Оскара» вернулись в свои фанерные лачуги, где были… избиты родственниками – чтобы не зазнавались? Зачем думать о том, что 10-летняя Рубина Али (играла главную героиню в детстве) выставлена своим отцом «на продажу» за 300 000 долларов (она же знаменитость!)? Добряк Дэнни Бойл дал денег на комфортабельное жилище для всей ее семьи, но девочка живет на помойке (деньги где-то «застряли»).

В общем, «Миллионер из трущоб» в Индии не понравился. Не помогла даже уступка канонам Болливуда – массовая вокально-хореографическая композиция в финале.

 

Нога третья: призывные телодвижения

В 1977 году малобюджетный голливудский фильм «Горячка субботнего вечера» начал эпоху диско и зажег звезду Джона Траволты. Болливуд всегда безбожно передирал голливудские сюжеты (как это теперь делает российское кино) и в 1982 году выпустил «Танцора диско». Разумеется, реализм американской истории был выброшен, зато добавились мегазлодеи, мегадраки, мегадрамы, мегапесни и мегатанцы. Чтобы зажечь такой коктейль, нужен был мегаисполнитель.

Митхун Чакраборти – мастер восточных единоборств и великолепный танцор – зажег по-взрослому. «Танцор диско» стал супермегахитом в Индии, Советском Союзе и Турции. Фильм месяцами шел при полных залах и по сей день остается самым культовым порождением Болливуда, квинтэссенцией индийского кино. Чакраборти протанцевал четверть века, и как протанцевал – с 1994 по 1999 год был «самым крупным налогоплательщиком Индии» (это кое-что говорит об уровне доходов). «Король диско» и сегодня, в свои 62, еще может дать жару, хотя говорит, что за сыном Мимохом ему уже не угнаться.

 

Нога четвертая: культ в чистом виде

Болливуд, как и Голливуд, зиждется на системе звезд. Но голливудские звезды перестали быть «божествами» еще в 1960-е годы. Они просто «знаменитости», которые вызывают к себе нездоровый интерес общественности. Болливудские звезды вполне могут быть реальными богами.

Взять хотя бы Амитабха Баччана, самого известного актера Болливуда и первого из них, кто удостоился чести красоваться в музее мадам Тюссо (их там теперь уже четверо). Даже сегодня, в 67 лет, Баччан производит впечатление, а в разгар своей карьеры вообще вызывал истерию. В 1982 году в ходе съемок трюковой сцены Баччан получил тяжелейшую травму (индийские актеры сами выполняют трюки) и несколько месяцев боролся за жизнь в больнице. Всё это время в храмах Индии миллионы поклонников молились за его выздоровление, а особо фанатичные предлагали в жертву богам… свои конечности, лишь бы только кумир выздоровел.

Для голливудских звезд имидж – это фундамент карьеры. Болливудские кумиры этим могут не озабочиваться. Салман Кхан – лучший тому пример. В юности зафанател от Сильвестра Сталлоне. Великолепный пловец, он стал, подобно своему кумиру, проводить по нескольку часов в день еще и в тренажерном зале, слепил себе фигуру и карьеру подобно Сильвестровым. Один из главных мачо Болливуда, одно время был самым высокооплачиваемым актером индийского кино и тоже «фигурирует» в музее мадам Тюссо. В Болливуде мачо – это обязательно положительный герой, но в реальной жизни Салман Кхан заработал себе прозвище Плохой Шах.

Его арестовывали за злостное браконьерство – истреблял редких животных. Арестовывался за связи с организованной преступностью (в Болливуде это довольно распространенное явление). Известен жестоким обращением с женщинами. Большой любитель быстрой езды в пьяном виде: в 2002 году влетел в группу прохожих – одного убил, нескольких покалечил. В Штатах Салман уже давно бы сидел в тюрьме и уж точно бы не снимался. В Индии ему всё сошло с рук: он же кинозвезда, и потом, как танцует! Поклонники вообще наотрез отказываются поверить в Салмановы бесчинства: «Это всё выдумки прессы – у Салмана золотое сердце!» Айшвария Рай – одна из жертв Салмана Кхана. В 2003-м она была вынуждена созвать пресс-конференцию, на которой обратилась к общественности с просьбой защитить ее от взбесившегося любовника. И ведь речь шла не о девочке из бедняцкого квартала, а о мисс мира – 1994, которая до сих пор считается самой красивой женщиной планеты, о лице многих мировых торговых марок, наконец, о первой и пока единственной женской звезде Болливуда (здесь женщины на звездность права не имеют), чье изваяние тоже выставлено в музее мадам Тюссо. Интересно, что после той самой пресс-конференции Айшвария чуть не погибла: у автомобиля странным образом отказали тормоза – и он рухнул в овраг с колючими зарослями. Чудом отделалась несколькими царапинами и по обычаю своего племени должна была выйти замуж за дерево, чтобы умилостивить богов. Теперь замужем за человеком, к тому же сыном Амитабха Баччана, но о благодарственных жертвах не забывает. Например, завещала науке… свои знаменитые серо-зелено-голубые глаза: «Хочу, чтобы мои глаза послужили людям после моей смерти».

Олег Чистяков

http://www.story.com.ua/


VN:F [1.9.21_1169]
Ваша оценка:

Другие статьи: